МБДОУ "Детский сад №177"

656008 г.Барнаул, пер. Прудской,31

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Решаем вместе

Городской комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Барнаула

22.11.2024

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей

Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.

Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте , нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания. И, конечно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей . В младшем возрасте рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день. 

Су-джок терапия

Одно из направлений акупунктуры, методика которого основана на непосредственном воздействии  на определенные биологически активные точки,   на кистях и стопах человека.     Применение массажера су-джок  во время развивающих занятий, активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее  действие. Детям предлагается перебирать, сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать мелкие предметы между большим и указательным пальцем.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.  

Работа с бумагой и ножницами. 

Развитию точных движений  помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание  фигурок  из бумаги( оригами), вырезание и наклеивание разнообразных деталей, изготовление поделок.

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. 

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Разминая пластилин, ребенок использует подушечки пальцев и тем самым подает импульсы в мозг. В процессе лепки развиваются сила и подвижность пальчиков, происходит координация движений рук, т. о.  приобретается сенсорный опыт.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Придумывать  их можно бесконечно. Главное здесь - учитывать индивидуальные особенности  ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, в дальнейшем помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. А самое главное, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Литература:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/01/27/chto-takoe-melkaya-motorika-i-pochemu-ee-tak-vazhno
  2. https://vospitatel.online/13058-chto-takoe-melkaya-motorika-i-pochemu-tak-vazhno-ee-razvivat-sovety-roditelyam
  3. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!- М.:Теревинф, 2010.
Последнее обновление: 05.12.2024
Прочитано раз: 274

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №177» 

Контактный телефон: (3852)633756

Контактный Email :177mdou@mail.ru

Сайт : http://www.ds177.inkaut.ru/

Режим работы: Ежедневно с 7.00 до 19.00.

 В субботу, воскресенье и праздничные

дни детский сад не работает. 

                                                                 

 

Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно