Воспитание навыков самообслуживания у дошкольников
Навыки самообслуживания – это способность ребенка самостоятельно поддерживать гигиену и выполнять необходимые процедуры по уходу за собой.
К навыкам самообслуживания относят:
- привычку регулярно чистить зубы и расчесывать волосы;
- самостоятельно ходить в туалет;
- одеваться и раздеваться;
- использовать принятые в обществе столовые приборы.
Благодаря навыкам самообслуживания ребенок может выполнять повседневные задачи без помощи взрослых.
Это дает дошкольнику чувство самостоятельности, повышает самооценку, укрепляет веру в свои способности.
Этапы развития навыков самообслуживания
- С 1 до 2 лет – дети становятся заинтересованными в самостоятельном решении задач, например, есть ложкой и снимать обувь.
- С 3 до 4 лет – навыки укрепляются, и дети уже могут одеваться с небольшой помощью, использовать туалет и мыть руки.
- С 5 до 6 лет – дети приобретают большую независимость в решении повседневных задач, учатся завязывать шнурки и убирать свои игрушки на место.
- В возрасте 7–8 лет дети достигают определенной самостоятельности – они могут заботиться о своей личной гигиене, подбирать одежду и готовить легкие закуски без помощи взрослых.
Дети учатся, наблюдая за тем, как ведут себя родители, моделируя свое поведение на основе этих наблюдений. Ваше выполнение задач является моделью для подражания детям.
Важно предоставлять детям возможность своими силами справляться с задачами в окружении, которое обеспечивает безопасность и поддержку. Лучше всего избегать излишнего вмешательства и разрешать им совершать ошибки, которые могут послужить уроком на будущее.
Ключевым аспектом воспитания можно назвать формирование самооценки у малыша. Достигнутые успехи и прогрессы следует признавать и поощрять, чтобы в дальнейшем ребенок старался еще больше. Необходимо избегать жестких наказаний, которые могут привести к потере уверенности в своих силах.
Методы обучения навыкам самообслуживания
Дети учатся, наблюдая за тем, как ведут себя родители, моделируя свое поведение на основе этих наблюдений. Ваше выполнение задач является моделью для подражания детям.
Важно предоставлять детям возможность своими силами справляться с задачами в окружении, которое обеспечивает безопасность и поддержку. Лучше всего избегать излишнего вмешательства и разрешать им совершать ошибки, которые могут послужить уроком на будущее.
Ключевым аспектом воспитания можно назвать формирование самооценки у малыша. Достигнутые успехи и прогрессы следует признавать и поощрять, чтобы в дальнейшем ребенок старался еще больше. Необходимо избегать жестких наказаний, которые могут привести к потере уверенности в своих силах.
Развивающие упражнения для детей, которые помогут развить навыки самообслуживания:
Упражнения на отработку отдельных операций. Предположим, что малышу сложно дается обувание. Из чего состоит процесс?
Вдевание ноги в ботинок, овладение различными застежками. Каждая из этих операций может стать частью отдельной игры: вставлять и вынимать ноги в разную обувь на скорость или в соответствии с названным цветом, застегивать застежки на одежде и держа ботинок в руках. Любая идея для игры, которая понравится вам и малышу пойдет на пользу.
Наблюдение за домочадцами. Дети осваивают огромную часть навыков через повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение, поэтому традиции чистить зубы всей семьей или собираться вместе на ужин не только способствуют сплочению семьи, но и позволяют ребенку наблюдать, как взрослые справляются с разнообразными задачами.
Ролевые игры. Ролевые игры для дошкольников – это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Плюшевый медведь или любимая кукла могут серьезно ускорить процесс освоения навыков одевания или чистки зубов.
Позвольте ребенку помочь вам. Некоторые навыки (например, расчесывание волос) достаточно сложно отрабатывать сразу на себе. Давайте малышу возможность помочь вам с прической.
Играйте на время и устанавливайте таймеры. Четкие временные рамки ещё одно невероятно эффективное средство в воспитании. Наглядная демонстрация времени (например, песочные часы) помогают ребенку сосредоточиться на задаче, а также в целом развивает чувство времени.
Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.
Сделайте дом удобным для малыша: пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять; в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой; все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться; дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу; пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу; столовые приборы должны быть подходящего размера; одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.
Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.
Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.
Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом!
Литература.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. реализация ФГТ в ДОУ. Скрипторий- 2010
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрис-пресс, 2007
Прочитано раз: 16