Игры для развития слухового внимания у детей
Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.
Ребёнок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится.
Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
Для развития слухового внимания хорошо использовать разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.
Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: «Что там шумит?» Объясняйте: «Это шумит холодильник, пылесос, стиральная машина, миксер, телефон звонит» и т.д.
Привлекайте внимание ребёнка: «Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт» и т.п.
«Солнце или дождик»
«Кукла вышла погулять. Погода хорошая, светит солнце» (тихо звенит бубен). Постучите в бубен – начинается дождик. Ребёнок, услышав изменение в звучании бубна, «уводит куклу домой».
«Найди игрушку»
Спрячьте игрушку. Предложите ребёнку найти её. Поиск сопровождается тихими хлопками. По мере того, как ребёнок будет приближаться к игрушке, хлопки становятся громче, если удаляется, хлопки стихают.
«Угадай, на чём я играю»
Познакомьте ребёнка с музыкальными игрушками (гармошкой, барабаном, колокольчиком, бубном). Затем убирайте игрушки за ширму. Сыграйте на одном из инструментов, попросите ребёнка угадать, на чём вы играли.
«Угадай, что делают»
Заготовьте различные предметы: мяч, стакан с водой, колокольчик. Показывая их ребёнку, производите с ними различные действия. Потом уберите всё за ширму и предложите ребёнку по звуку отгадать, что вы делаете.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на экскурсии, в поездки. Сообщайте ему о своих впечатлениях, узнавайте6 что заинтересовало или впечатлило его самого. Даже если вам кажется, что его заинтересовали мелочи, или он мало запомнил, похвалите его. Со временем он будет запоминать больше и научится делиться своими впечатлениями по вашему образцу. А пока, добросовестно рассказывайте ему о том, что вы видите. Это позволяет сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.
Всегда будем рады помочь!
Прочитано раз: 7