«Наблюдаем и познаем мир»
В дошкольном возрасте происходит интенсивное освоение ребёнком окружающего мира. Познание – целостный процесс, который обеспечивает маленькому человеку спокойную, уверенную и содержательную жизнь, наполненную открытиями. В процессе познавательного развития накапливаются представления об окружающем. Ребёнок систематизирует информацию посредством установления различных связей и зависимостей, активно развивается его мышление.
Открытие мира – любимое занятие ребёнка-дошкольника. Только при непосредственном восприятии ребенком различных природных и рукотворных объектов, явлений природы и социума он накапливает свою первую информацию, сенсорный, коммуникативный и исследовательский опыт.
Наблюдательность – это умение человека замечать самые мельчайшие детали. Это качество личности, которое позволяет аккуратно водить машину, поддерживать порядок в доме, определять, здоров ли ребенок, распознавать внешность и эмоциональное состояние людей. Умение наблюдать дает нам пищу для размышлений, подражания, возможность получить от путешествий, экскурсий живые и яркие впечатления. В процессе формирования способности, повышается общая внимательность, сосредоточенность, улучшается память, развивается эмпатия, мышление, креативность, интуиция. Человек получает новые знания в разных областях. Наблюдательность является профессиональным навыком людей, которые работают в медицине, педагогике, науке, искусстве. Многие научные открытия были сделаны благодаря наблюдательности.
Формировать способность необходимо с раннего возраста, так как этот навык не является врожденным. Научившись едва ходить, дети стремятся исследовать все вокруг. Увидев жучка, задают множество вопросов: «А это кто? Куда он бежит? А где его дом? А у него бывают детки?» Ребенок во время прогулок проявляет активный интерес – любознательность к окружающему миру, которой нам необходимо воспользоваться.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений, помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т.д. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.
Наблюдая, ребёнок учится рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Например: «С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые прячутся и птицам нечего будет есть».
Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру «На что похоже». Придумайте сказку с «облачными» героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе.
С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.
Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством.
Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.
Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.
Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Удачи Вам и вашим детям!
https://urok.1sept.ru/articles/609345
Изображения








Прочитано раз: 1